Курсы машинистов ДСМ (Komatsu...)

Удостоверение тракториста-машиниста. ЕТКС.

Основным документом, регулирующим деятельность Гостехнадзора России, является Постановление Правительства РФ от 13.12.1993 № 1291
«О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации».

Функции Гостехнадзора.

    Функции Гостехнадзора включают 12 пунктов. Непосредственно машинистов ДСМ и строительные организации, эксплуатирующие колёсную и гусеничную технику, касается 4 пункта.
  • Надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей и сохранности имущества, охраны окружающей среды.
  • Регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдача на них государственных регистрационных знаков.
  • Проведение периодических технических осмотров регистрируемых машин.
  • Прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдача удостоверений тракториста-машиниста (тракториста).

Различие функций Гостехнадзора и ГИБДД.

Эти функции точно такие же, что и функции ГИБДД с той лишь разницей, что Гостехназору переданы функции по надзору за эксплуатацией и регистрацией транспортных средств неподконтрольных ГИБДД. Надзор за всеми самоходными наземными транспортными средствами поделен между ГИБДД и Гостехнадзором. Функции и у ГИБДД, и у Гостехнадзора – одинаковые, но техника разная.

Удостоверение тракториста-машиниста

Удостоверение тракториста-машиниста.

Водительское удостоверение.


Удостоверение водителя периодически меняет свою форму и графы, но сущность остается одна - допуск к управлению тем или иным транспортным средством подтврждается открытой категорией. В водительском удостоверении в категориях указываются транспортные средства которые могут двигаться по автомобильным и рельсовым дорогам.


Удостоверение тракториста-машиниста

Водительское удостоверение.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий.

Рассмотрим, для примера, профессии ЕТКС 2007 года. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 3 Раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы". Параграф 105. Машинист 8-й разряд.
Машинист автобетононасоса производительностью свыше 180 метров кубических в час.
Eсли машинист автобетононасоса сам управляет автомобилем, на шасси которого установлен бетононасос, он должен иметь водительское удостоверение, с категорией "С" и свидетельство или диплом, подтверждающие его квалификацию машиниста автобетононасоса. Если машиниста автобетононасоса остановит сотрудник ГИБДД, то машинист бетононасоса должен предъявить ему только водительское удостоверение – для инспектора ГИБДД этого достаточно.
На строительной же площадке, машинист автобетононасоса должен иметь обязательно свидетельство или диплом, подтверждающие его профессиональную подготовку, т. е. – машиниста автобетононасоса.
Машинист крана автомобильного, грузоподъемностью свыше 40 до 60 тонн.
Машинист крана должен иметь, соответственно, удостоверение водителя, с открытой категорией "С" и свидетельство машиниста автокрана 8-го разряда. Сотрудника ГИБДД будет интересовать только водительское удостоверение.
Машинист планировщика УДС-114, УДС-214 на шасси автомобиля для рытья траншей и устройства сооружений должен также иметь водительское удостоверение, с открытой категорией "С" и удостоверение машиниста планировщика.

Если же рабочее оборудование установлено не на автомобиль, а на самоходные колесные или гусеничные средства, то такие транспортные средства не интересуют сотрудников ГИБДД, - надзор за управлением этими самоходными средствами осуществляет Гостехнадзор.
Лицо, управляющее этими самоходными средствами, должно иметь не водительское удостоверение, а удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией, соответствующей данному транспортному средству.
Например. Возьмем бульдозер Komatsu D155А и трубоукладчик Komatsu D155C.
Обе машины выполнены на одной базе, но навесное оборудование – разное. Машинисты, работающие на этой технике должны иметь одинаковые удостоверения тракториста-машиниста, с открытой категорией «Е» и разные свидетельства или дипломы, подтверждающие их профессиональную подготовку.
Машинист бульдозера должен иметь свидетельство «Машинист бульдозера», а машинист трубоукладчика – свидетельство «Машиниста трубоукладчика».
Инспектрора Гостехнадзора будет интересовать только удостоверение тракториста-машиниста. В этом удостоверении у обоих машинистов должна быть открыта категория «Е». Никакие дополнительные записи в удостоверении тракториста-машиниста не нужны.
Если открыта категория «Е» в удостоверении тракториста-машиниста, то машинист может управлять любой гусеничной машиной с мощностью двигателя свыше 25,7 кВт. – Любой! Может управлять, т.е. передвигаться на этой технике, но не производить работы.

Для того чтобы выполнять работы на бульдозере, нужно иметь свидетельство профессиональной подготовки по профессии «Машинист бульдозера».
Если машинист бульдозера, с открытой категорией «Е» в удостоверении тракториста-машиниста, будет перегонять экскаватор на гусеничном ходу, с мощностью двигателя свыше 25, 7 кВт, у инспектора Гостехнадзора не будет оснований отстранить от управления машиниста бульдозера. Производитель техники не имеет значения - будь это отечественный экскаватор или экскаватор Komatsu, Caterpillar , Hitachi.
Перегонять-то машинист может технику, а вот прикасаться к джойстикам, рычагам управляющими рабочим оборудованием, не может.
Тракторист, с открытой категорией «Е» может также передвигаться и на бульдозерах, и на экскаваторах – у Гостехнадзора не будет претензий к нему, он сдал вождения и правила дорожного движения. Вождение тракторист сдавал на гусеничной технике с мощностью двигателя свыше 25, 7 кВт, о чем и говорит выданное Гостехнадзором удостоверение тракториста-машиниста. Правила – сдал, вождение – сдал, категорию «Е» - отрыл.
Аналогично с водителями автотранспортных средств, имеющих открытую категорию «С» в удостоверении тракториста-машиниста.
Такие водители могут управлять любым автомобилем попадающим под категорию «С», в независимости от того, какое дополнительное оборудование установлено на шасси этого автомобиля – крановая установка, миксер, планировщик…
Производить работы с помощью установленного на шасси автомобиля рабочего оборудования, водитель не может, если он не имеет свидетельство о профессиональной подготовке для эксплуатации именно этого оборудования.

Внимание!!!

Отделы кадров, механики, начальники участков, при приеме на работу машинистов, должны обращать внимание на наличие следующих документов:

  • Удостоверения тракториста-машиниста (с открытой категорией позволяющей передвигаться на технике).
  • Свидетельства (или диплома), подтверждающего квалификацию машиниста и разрешающего машинисту выполнять работу на соответствующих профессии машинах.
  • Свидетельства (сертификата), подтверждающего прохождение обучения по программе эксплуатации импортных дорожно-строительных машин и карьерной техники.

Каждый машинист обязан знать устройство, правила техники безопасности, правила ежесменного и периодического обслуживания машины, на которой ему предстоит работать – это требование заводов-изготовителей к допуску к эксплуатации машинистов.

О графе «Особые отметки».

Запись в графе «Особые отметки», допустим «Машинист бульдозера Caterpillar», является бесполезной и не разрешает владельцу удостоверения тракториста-машиниста с такой записью эксплуатировать бульдозеры Caterpillar.
Также, как и водитель с открытой категорией «С» в водительском удостоверении, имеет право управлять любым грузовым автомобилем, попадающим под эту категорию, в независимости будь-то Volvo, Mercedes или КамАЗ.
Ещё раз. Водительское удостоверение и удостоверение тракториста-машиниста – это два документа, выполняющие одинаковую функцию. Эта функция – допуск к управлению (передвижению) транспортных средств.
Гостехнадзор не участвует в профессиональной подготовке машинистов, его функция в курсе обучения машинистов – прием экзаменов на знание правил дорожного движения и вождения.
Профессиональную подготовку осуществляют учебные (образовательные) центры.